Якорение – это одна из основных техник НЛП, позволяющих быстро активировать необходимое ресурсное состояние. Благодаря использованию якоря человек может оперативно приходить в состояние уверенности, спокойствия, воодушевления и другие.
Многие, услышав аббревиатуру НЛП, скептически относятся к техникам данного метода, что абсолютно необоснованно.
Достаточно лишь понять механизм установки якоря, чтобы понять, что в этом нет никакой магии.
Техника якорения основана на знакомой всем со школы системы условных рефлексов. В описываемом физиологом Павловым И.П. опыте, собаке давали еду, сопровождая кормление зажиганием лампочки, что вызывало у нее выработку желудочного сока и слюноотделение. В дальнейшем элемент кормления был исключен и остался только световой сигнал, но реакция организма испытуемой собаки оказалась аналогична – у нее вырабатывалась слюна, то есть сформировался условный рефлекс.
Как происходит установка якоря?
Техника якорения состоит из нескольких этапов:
- Определение необходимого состояния. Очень часто клиентских запрос состоит в желании быстрой активизации состояния уверенности при публичных выступления. Также это может быть спокойствие в себе, уравновешенность, радость, умиротворение.
- Вспоминание ситуации, в которой клиент испытывал нужное состояние. Необходимо детально в памяти воспроизвести момент, вспомнить обстановку, чувства, эмоции. Чем больше деталей будет в воспоминании и чем лучше человек погрузится в ситуацию, тем эффективнее получится якорь.
- На пике переживаемых эмоций ставим якорь. Это может быть прикосновение, слово, картинка в воображении. Тип выбранного якоря зависит от ведущей репрезентативной системы человека: аудиальный, кинестетический или визуальный.
- Шаг 2 и 3 необходимо повторить несколько раз для закрепления якоря. Между подходами нужно переключаться, возвращаться в здесь и сейчас, концентрируясь на окружающей обстановке.
- После проделанной техники проверяем эффективность якоря путем его воспроизведения уже без прокрутки воспоминания. Повторение якоря запускает в организме условный рефлекс и приводит человека в нужное состояние.
Нужно понимать, что якоря окружают нас повсюду. Семейные фотографии вызывают у нас состояние покоя и радости, когда все родственники вместе и счастливы. У каждого есть любимая песня, с которой связаны приятные воспоминания, и когда мы ее слышим наше лицо расплывается в улыбке.
Любимый парфюм человека, к которому вы испытывали нежные чувства, навсегда останется в вашей памяти, и вы бессознательно будете приписывать положительные качества тому, от кого будет исходить тот самый аромат.
Якоря бывают и отрицательные, связанные с неприятными воспоминаниями из жизни. И, противоположно положительным, они вызывают неблагоприятные эмоции. Запах дождя может вызывать страх, если, будучи ребенком, вы были напуганы молнией или громом.
У каждого свой опыт и свои триггеры, один и тот же раздражитель может вызывать противоположные эмоции, в зависимости от того, какое воспоминание он вызывает.
Маркетинг широко использует принципы якорения, подталкивая нас к покупке. Так, известный напиток, благодаря рекламе, прочно ассоциируется с Новым годом, а запах свежего хлеба, обволакивающий в супермаркете, снижает критичность и способствует увеличению спонтанных покупок, возвращая в отчий дом, где уютно, спокойно и тепло.
Если якорение так эффективно – почему бы не использовать технику для достижения своих целей?
Инструкция по установке якоря - скачать.